Структура

Отдел институционального развития регионов

Отдел институтционального развития региональных социально-экономических систем

История

Исследования адаптации различных социальных групп в условиях экономических преобразований приобрели особую актуальность с началом рыночных реформ. Сотрудника отдела ИРРСЭС (Морозова Т.В. и Козырева Г.Б.), работая в 1992-1995 гг. в секторе социальных исследований Отдела экономики КарНЦ РАН, начали исследования в рамках бюджетной и хоздоговорной тематики по вопросам уровня и качества жизни, занятости населения, развития социальной сферы. С 1993 по 1996 гг. были выполнены первые научные проекты РФФИ и РГНФ по проблемам бедности и занятости населения РК, которые были реализованы в рамках экономико-социологических обследований городских домохозяйств Петрозаводска и Костомукши. Кроме того, в этот же период начались совместные исследования с Институтом политических исследований РАН "Как живешь Россия?", в которых они приняли активное участие в качестве интервьюеров и аналитиков.

В 1996 г. в Институте экономики был создан отдел социально-политологических исследований, который возглавила Т.В. Морозова. С этого года и по настоящее время в отделе в рамках научных проектов РГНФ, РФФИ, ФЦП Интеграция, МОНФ, Фонда Форда ведутся систематические экспедиционные экономико-социологические исследования сельских и городских территорий РК с целью изучения процессов формирования и развития новых рыночных институтов и адаптации населения и предприятий к рыночным условиям. С 2008 г. руководство отделом осуществляет Г.Б. Козырева.

Основным фундаментальным направлением исследований является методология конструирования институтов и социально-экономических систем. Широко представлен микроэкономический анализ, позволяющий исследовать зависимости экономического поведения населения и предприятий, организаций и социальных групп в изменяющейся институциональной среде.

Одним из основных элементов методологии являются эмпирические исследования, основанные на междисциплинарном научном подходе, включающем помимо экономического анализа, социологические методы сбора и обработки данных. В целом за 15 лет в рамках более чем 30 проектов РФФИ, РГНФ, ФЦП «Интеграция», МОНФ, Фонда Форда и Фонда «Евразия» было проведено 12 комплексных экспедиций в сельских поселениях и муниципальных районах Республики Карелия. Опрошено 2543 сельских и 2912 городских домохозяйств, 300 предприятий и организаций. Проведено глубинных интервью – около 200 фермеров и предпринимателей, порядка 70 представителей высшего менеджмента и специалистов, более 50 представителей региональной и муниципальной власти, более 50 общественных организаций.

Инструментарий социологического исследования включает методику проведения экономико-социологического опроса городских и сельских домохозяйств, экономического поведения предприятий, представителей муниципальной и поселковой власти; методику формирования и обработки эмпирических баз данных в системе SPSS. В исследованиях используется сочетание количественных (анкетирование и интервьюирование) и качественных (фокус-группы, инновационные семинары, case-study, grounding-theory) социологических методов. Первые позволяют выявить весь спектр разнородных социально-деятельных групп населения, типов реального и гипотетического экономического поведения, а также оценить количественно степень их распространенности. На основе качественных методов, с помощью которых проводится глубинное исследование типичных представителей (предпринимателей, безработных, руководителей предприятий, представителей реальных и потенциальных фермерских и крестьянских хозяйств), корректируются содержательные гипотезы о существовании различных типов экономического поведения как способа адаптации к изменяющейся институциональной среде.

Результаты исследований использовались в деятельности различных региональных советов, комиссий и коллегий, докладывались на заседаниях Президиума КарНЦ РАН, отмечались в перечне важнейших результатов РАН.

Основные направления научных исследований

  • Закономерности эволюции социально-экономических институтов
  • Социальная база и социальные последствия экономических реформ современной России и ее регионов
  • Устойчивое развитие локальных территорий региона и вопросы муниципального развития
  • Адаптация населения и бизнеса к рыночным условиям
  • Качество жизни, качество населения региона
  • Демографическое развитие
  • Трансграничное сотрудничество
  • Методологические подходы социальной политики
  • Когнитивные основания процесса регионального управления
  • Научно-исследовательская работа

    за 2008 – 2012 гг.

    Исследовательский проект РФФИ «Проблемы формирования института собственности в условиях переходной экономики», (№ 06-06- 80413а), 2006-2008 гг., научный руководитель Козырева Г.Б.
    Исполнители: Морозова Т.В., Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В., Крутова О.С.
    Проект нацелен на построение моделей формирующегося института собственности на лесные ресурсы в условиях лесной реформы и выявление оптимальной схемы взаимодействия субъектов экономических отношений в системе лесного хозяйства, которая адекватна рыночным принципам и социально приемлема для общества. Методы – социологические, математико-статистические (обработка эмпирической базы данных экономико-социологических обследований лесосырьевых территорий РК в 1996-2007 гг.), институциональный анализ.
    Результаты:
  • Разработана комплексная методика исследования социально-экономической системы «лесное хозяйство», которая позволила оценить социально-экономические последствия, а также социальную базу реализуемой в период рыночных реформ государственной лесной политики.
  • Разработана классификация экономического поведения лесного бизнеса по степени адаптированности к сложившейся институциональной среде, включающая следующие типы: успешный, адаптированный, выживающий и дезадаптированный, среди которых доминирует выживающий.
  • Исследованы предпосылки внедрения лесной сертификации в практику лесного бизнеса России. Выявлены проблемы, сопровождающие данный процесс, связанные с несовершенством институциональных условий (отсутствием национального стандарта, отсутствием профессиональной подготовки аудиторских фирм, несогласованностью лесного законодательства с требованиями мировых лесных рынков и т.п.), а также неготовностью самого бизнеса в силу экономических и психологических причин приобретать лесной сертификат. Зафиксированные рассогласования требуют быстрейшего их рассмотрения на законодательном уровне, так как в скором будущем будут препятствовать интеграции России в мировое экономическое пространство.
  • Вопросы собственности на лес рассмотрены не в привычном плане «частное – государственное», а с точки зрения уровня и качества спецификации конкретных прав собственности. Эмпирическое наполнение положений теории собственности вносит вклад в формирование нового общественного дискурса, способствуя выработке более четких управленческих задач и их решений применительно к лесосырьевым регионам.
  • Предложен и обоснован механизм, позволяющий сбалансировать требования рынка и потребности населения, проживающего в лесных поселениях, обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства с учетом развития экономической, социальной и экологической составляющих. В качестве такого механизма рассматривается лесная сертификация, стимулирующая лесной бизнес через социальную ответственность к решению комплекса проблем территорий.

  • Экспедиционный проект РФФИ «Организация и проведение экспедиционного экономико-социологического обследования процессов формирования института собственности в условиях лесной реформы», (№ 08-06-10031), 2008 г., научный руководитель Козырева Г.Б.
    Исполнители: Морозова Т.В., Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В., Крутова О.С.
    Цель проекта – получение объективной информации о процессах, сопровождающих лесную реформу на уровне приграничного лесосырьевого региона.
    Результаты:
  • На основе разработанной методики организовано и проведено экономико-социологическое обследование Пудожского района, который является лесосырьевой территорией Республики Карелия. В качестве объекта исследования выступали следующие референтные группы: население лесных поселков, лесной бизнес, лесная служба, местная власть.
  • На основе разработанной схемы проведены глубинные интервью:
  • с 25 представителями лесного бизнеса;
    с 7 специалистами лесной службы;
    с 15 представителями местной власти.
  • На основе разработанного опросного листа проведено анкетирование 998 респондентов – жителей лесных поселков.
  • Осуществлен институциональный анализ эмпирической информации, который позволил дополнить полученные ранее выводы о существующих противоречиях и рассогласованиях в системе лесного хозяйства, включающей помимо формальных институтов, регулирующих экономические отношения в рассматриваемой сфере, также и неформальные практики хозяйствования. Выявленное рассогласование между формальными и неформальными институтами демонстрирует нелегитимность действующей модели управления лесами в России.
  • Доказано, что для формирования научно-обоснованной государственной лесной политики и оценки ее соответствия принципам устойчивости необходимо учитывать состояние лесных поселений, связанное с занятостью, уровнем и качеством жизни граждан, комплексно взаимодействующих с лесными ресурсами.

  • Исследовательский проект Фонда Форда «Формирование альтернативных источников доходов населения в лесных регионах России» (ИЭ КарНЦ РАН, ИСЭПН РАН, Университета Миссури, США), 2008 -2009 гг. Координатор от ИЭ КарНЦ РАН - Морозова Т.В. Цель проекта – исследование возможностей формирования альтернативных источников доходов населения в лесных регионах России (пилотная территория – Республика Карелия).
    Результаты:
  • Проведено обследование 200 домохозяйств в Чалнинском и Матросском сельских поселениях, нацеленное на изучение и поддержку предпринимательской инициативы жителей лесных поселений, направленной на использование лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов, осуществления побочного лесопользования, развития лесного фермерства, охотничьего и сельского хозяйства.
  • Организовано открытие первого в Карелии информационно-консультационного кабинета в Чалнинском сельском поселении, который в течение 2009 г. проводил консультации для местного населения по вопросам, связанным с организацией бизнеса, оформлением документов на землю, строительством, решением спорных вопросов с администрацией и т.п.

  • Исследовательский проект РГНФ «Карельская модель трансграничного сотрудничества» (№07-02-009а), 2007-2009 гг., научный руководитель - Морозова Т.В. Цель проекта - исследование эволюции карельской модели трансграничного сотрудничества через изучение ее влияния на местные сообщества на трех уровнях: обыденного сознания (опрос домохозяйств), интеграционных бизнес-структур (интервью предприятий), гражданских институтов и институтов самоуправления (НПО, муниципальная власть).
    Исполнители: Сухарев М.В., Козырева Г.Б., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Крутова О.С., Михель Е.А., Дьяконова М.В., Тимаков И.В., Зданович О.В.
    Результаты:
  • Выполнен сравнительный анализ моделей трудовой эмиграции в трех приграничных регионах Российской Федерации: Дальний Восток, Белгородская область, Республика Карелия, выявлены их особенности, общие тенденции и закономерности.
  • Произведена оценка реальных масштабов международной трудовой миграции населения в Республике Карелия на основе анализа и сопоставления официальных данных министерств, ведомств, органов государственной статистики и результатов опроса трудовых мигрантов.
  • Определена структура занятости карельских трудовых мигрантов на зарубежных рынках труда. Изучены основные экономические и социальные факторы трудовой эмиграции, проанализирована роль социальных факторов трудовой эмиграции в приграничном регионе: возможность повышения образовательного и культурного уровня, возможность путешествий и отдыха за границей, новые знакомства и расширение кругозора.
  • Обоснована перспективность развития республиканской сферы труда и занятости за счет трансграничного сотрудничества с иностранными приграничными территориями, использования гибких форм занятости (сезонные работы, неполная рабочая неделя, занятость со сдельной оплатой труда) на территории республики и функционирования некоторых секторов по отдельным профессиям формирующегося трансграничного рынка труда.
  • Построена трансформационная модель качества занятости населения приграничных муниципальных районов с использованием метода моделирования индекса качества занятости.
  • Осуществлен анализ диффузии инновационных социальных институтов через практику международной проектной деятельности в социальной сфере (образование, социальное обеспечение).
  • На основе дискурсивного анализа эмпирических данных, полученных в ходе проведения глубинных интервью с представителями муниципальной власти, представителями бизнеса, представителями общественности и местных активистов и жителей территорий построена модель трансграничного сотрудничества применительно к муниципальным районам РК, включающая следующие типы трансграничной кооперации: пре-модерн (практически закрытая граница), модерн (граница приоткрывается: началось проникновение институтов) и пост-модерн (идет активная диффузия институтов).

  • Проект РГНФ «Компаративный анализ и адаптация «историй успеха» развивающихся стран для перевода северного сырьевого региона России на инновационный путь развития» (№ 09-02-00459 а/И), 2009-2010 гг., научный руководитель - Сухарев М.В.
    Цель проекта - изучение и анализ мирового опыта перехода стран с аграрной и сырьевой экономиками к современной инновационной экономике, основанной на знаниях, и разработка модели перевода сырьевого северного региона России к инновационному развитию.
    Исполнители: Морозова Т.В., Козырева Г.Б., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Крутова О.С., Михель Е.А., Дьяконова М.В., Тимаков И.В.
  • Осуществлен обзор и сделана систематизация имеющихся в литературе теорий и методов компаративного исследования, их классификация.
  • Проведено предварительное исследование «историй успеха» регионов мира за вторую половину XX века (по литературным и Интернет -источникам); выявлены инварианты развития, выбраны наиболее близкие к российским условиям.
  • Начата разработка методологии компаративного исследования развивающихся регионов. Сделаны выводы о том, что дальнейшее развитие компаративных методов требует введения неких количественных индикаторов, которые могут иметь вид неких композитных индексов - предполагается предложить и испытать во второй год исследования.
  • Начата разработка методики для определения комплекса показателей, характеризующих развивающийся регион.
  • Проведено 10 глубинные интервью с предстателями государственной и муниципальной власти в сфере научно-технической политики (Петрозаводск, Сортавала).

  • Научно-исследовательский проект «Мониторинг экономического положения и социального самочувствия населения Республики Карелия» по контракту с Институтом социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда), 2008-2012 гг., научный руководитель Белая Р.В.
    Цель проекта – получение объективной информации об экономическом положении и социальном самочувствии населения Республики Карелия.
    Исполнители: Морозова Т.В., Козырева Г.Б., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В.
    Результаты:
  • Организован и осуществлен социологический опрос 3000 городских и сельских домохозяйств Республики Карелия, отражающий оценки населения процессов, происходящих в российском обществе в связи с проводимыми рыночными реформами.
  • Сформирована эмпирическая база данных в системе SPSS.

  • Научно-исследовательский проект РГНФ «Влияния социально-трудовой мобильности населения на воспроизводство трудового потенциала в ресурсоориентированном приграничном регионе» (№11-32-00342-а2), 2011-2013 гг., научный руководитель - Михель Е. А.;
    исполнители: Морозова Т.В., Сухарев М.В., Козырева Г.Б., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В., Тимаков И.В. , Гучек А.С.
    Результаты:
  • Разработана методика экономико-социологического обследования домохозяйств, включающая анкетный опрос домохозяйств и полуформализованное (глубинное) интервью предприятий (руководителей).
  • Организовано и проведено экспедиционное экономико-социологическое исследование: г. Сортавала, г. Медвежьегорск, г. Петрозаводск (470 домохозяйств и 50 предприятий).
  • Проведены инновационные семинары (групповые интервью) в городах Сортавала и Медвежьегорске с представителями местного сообщества: районной и муниципальной властью, местным бизнесом, социальными, медицинскими и образовательными учреждениями. В результате проведения групповых интервью выявлена значимость процессов социально-трудовой мобильности населения и их влияния на воспроизводство трудового потенциала в районах республики для местного сообщества.
  • Сформирована база эмпирических данных в системе SPSS.
  • Осуществлена оценка уровня мотивации и консолидированности местного сообщества в реализации будущих моделей воспроизводства трудового потенциала территорий.
  • Осуществлен анализ эмпирических данных, который позволил выявить внутреннюю структуру процессов воспроизводства трудового потенциала приграничных территорий в контексте влияния социально-трудовой мобильности населения. Выявлены негативные факторы интенсификации миграции населения.
  • Основные результаты деятельности

    за 2008 – 2012 гг.

  • Разработана методология исследования процессов формирования региональных институциональных систем в условиях модернизации экономики северного приграничного региона, базирующаяся на междисциплинарном научном подходе, включающем теории институциональной, эволюционной и когнитивной экономики, экономической социологии, математической статистики. В рамках методологии разработана операциональная система и подобран инструментарий, позволяющий оценивать качество и эффективность институциональной среды региона.

  • Разработана методика оценки качества институциональной среды в региональном измерении с выделением экзогенных и эндогенных факторов, определяющих состояние социальных институтов северного приграничного региона в условиях модернизации. Методика операционализируется через оценку институтов на мезо- и микроуровнях с привлечением экономико-социологических и математико-статистических методов (построение типологий, математических и структурных моделей). На мезоуровне оценивается: мощность институтов; интенсивность и периодичность законотворчества; состояние публичных институтов (прав собственности, институциональное доверие, прозрачность государственной политики). На микроуровне оценивается состояние и динамика частных институтов (корпоративная этика и социальная ответственность) и состояние и динамика социальных институтов (демографическое поведение, потребительское поведение, инвестиционное поведение, предпринимательская активность, поведение на рынке труда).

  • Осуществлено теоретическое обоснование эмпирических моделей динамики социальных институтов северного приграничного региона; выявлены экзогенные и эндогенные факторы, определяющие их состояние; определены проблемы и риски; оценены перспективы их развития в контексте модернизационных стратегий региона. В качестве объекта представлены следующие направления социально-экономической политики: демографическое развитие, социальная защита, социальное обслуживание, муниципальное развитие.

  • Апробирована разработанная методика оценки качества институциональной среды приграничного региона в условиях модернизации применительно к ряду экономических (собственность, социальная ответственность бизнеса, деловые практики бизнеса) и социальных институтов (демография, здравоохранение, социальная защита, жилищная политика).

  • На основании теоретических моделей отраслевой рыночной организации проанализированы особенности функционирования институтов жилищного рынка и сущность жилья как рыночного товара, что позволило определить необходимые направления жилищной политики и особенности государственного регулирования рынка жилья. Произведён контент-анализ российского законодательства и определены полномочия муниципальных властей в градостроительной сфере. Осуществлён обзор существующих в мировой практике моделей жилищной политики, направленной на приобретение населением жилья.

  • С использованием методов экономической компаративистики осуществлен анализ институциональных условий экономического развития, действующих в различных регионах мира во второй половине XX века. Обзор литературы показывает, что принципиальную роль в институциональном развитии играют моральные факторы, уровень доверия, отношения политической элиты, предпринимателей, рабочих и служащих.

  • Проведено исследование условий диффузии инновационных институтов лесного хозяйства применительно к Республике Карелия, происходящей в ходе трансграничного взаимодействия. В качестве одного из таких институтов выступает лесная сертификация. В ходе исследований лесосырьевых территорий Карелии были сопоставлены социальные позиции лесного бизнеса при соблюдении критериев лесной сертификации и оценены шансы прохождения на мировые рынки лесопродукции в условиях новых мировых стандартов.

  • Осуществлена попытка когнитивного анализа поведения мировой экономики в ситуации финансовых кризисов. Логически доказывается, что из всей совокупности и иерархии моделей желательного будущего реализуемых инвестиционных проектов отбираются те модели, которые в настоящий момент в своей синергии получают больше оптимистических, нежели пессимистических импульсов. Синергия ведет к тому, что общее экономическое настроение большинства предпринимателей синхронизируется. Это же ведет к переключению массового сознания предпринимателей от оптимистического к пессимистическому сценариям и к возникновению экономических кризисов. В наш век электронных СМИ и глобальной экономики смена моделей приобретает глобальный характер и ведет к мировым кризисам.

  • Осуществлен институциональный анализ процессов, связанных с формированием отношений собственности в лесном секторе экономики РК за последние 20 лет с учетом тенденций смены групп интересов. Теоретически обосновывается и эмпирически доказывается, что за этот период произошла трансформация модели собственности: от власти-собственности монополистов (директоров леспромхозов), имеющих неограниченную власть над всеми ресурсами своих предприятий (материальными, финансовыми, трудовыми и т.п.) и локальных территорий через промежуточную форму власти-собственности региональных и муниципальных чиновников до власти-собственности крупного (иностранного и российского) бизнеса, сращенного с региональной элитой.

  • Сделан анализ распределения законов и других актов органов региональной власти за период 1992-2009 гг. на массиве, включающем 1500 актов. Получен ряд зависимостей, разработана структурная схема институциональной эволюции. Интенсивность законодательного процесса имеет период в три-пять лет. Общая продолжительность цикла разработки и введения институциональной инновации достаточно велика (не менее года по каждому из этапов). Это ведет к определенным периодическим процессам в институциональной эволюции. Они связаны как с действием отрицательной обратной связи (реакция общества и групп на продвигаемые законопроекты), так и с пропускной способностью «каналов» законотворчества.

  • Операционализировано понятие «мощность социального института» применительно к региональной социально-экономической системе, включающее систему показателей судебной статистики, отражающей интенсивность атак экономических агентов на институты (попытки нарушений и факты нарушения законов); степень сопротивления правоохранительной системы этим нарушениям; интенсивность наказаний. В качестве критерия мощности института использовано рабочее время, затраченное правоохранительными органами на поддержание конкретного института (М.В. Сухарев).

  • Предложена модель управления институциональной модернизацией на региональном уровне с использованием механизмов электронной делиберативной демократии, когнитивной науки и социальных систем поддержки принятия решений, использовании инфорамционно-коммуникативных технологий (ИКТ) с опорой на систему групп интересов, формирующих коалиции, среди которых выделяются следующие типы: поддерживающие модернизацию, блокирующие ее и нейтральные по отношению к ней. Выдвинута гипотеза о соединении «интерактивной модернизации» с системой электронной делиберативной демократии. Разработана система создания когнитивных социальных сетей поддержки коалиций развития на основе ИКТ-технологий.

  • Операционализирована концепция системы интерактивного управления ростом (СИУР, В.М. Полтерович) на основе сетевой распределенной системы поддержки принятия решений, базирующейся на современных информационно-коммуникационных технологиях и теоретических принципах делиберативной демократии. Рассмотрены когнитивные механизмы принятия решений, современные интернет-технологии обсуждения проблем и принятия решений. Предложен комплекс организационных и технических решений, обеспечивающих совместное выдвижение, обсуждение и коррекцию сценариев регионального развития, который может являться частью будущей СИУР региона.

  • Построена типология социально-ответственного поведения регионального бизнеса, которая демонстрирует низкую степень социальной активности карельских компаний, имеющей исключительно неформальный характер. Среди выделенных трех типов поведения (индифферентные, пассивные и активные) доминирует пассивный тип, составляющий 70% в общей структуре выборки, что обусловлено не столько социальной незрелостью бизнеса, сколько отсутствием благоприятной институциональной среды для формирования и распространения социально ответственных моделей поведения.

  • Осуществлен теоретический анализ эволюции моделей социальной политики, который применительно к российским регионам позволил сделать ряд общих выводов. Во-первых, система управления социальными институтами разрознена и не объединена единой стратегической целью, что сопровождается институциональной размытостью субъекта управления. Во-вторых, отсутствует группа интересов, осуществляющая лоббирование со стороны объекта управления, который также институционально размыт. В-третьих, традиционно для российского общества высока дистанция власти. Совокупность обозначенных проблем препятствует формированию эффективной системы управления социальными институтами, а также институционально оформленной социальной политики в целом. В таких условиях неизбежно снижается ответственность за принятие управленческих решений в социальной сфере.

  • Построена типология демографического благополучия муниципальных образований Республики Карелия на основе статистического анализа средних темпов демографического развития за 1990-2008 гг. по ключевым показателям (рождаемость, смертность и миграция населения). Выявлено четыре типа: относительного благополучия, относительного неблагополучия, глубокого неблагополучия и полного благополучия, среди которых доминируют неблагополучные типы, что демонстрирует ситуацию высокого демографического риска большинства районов РК.

  • Осуществлен анализ региональной политики в сфере демографии, который показал, что, во-первых, региональная власть является лишь транслятором принятых на федеральном уровне решений; во-вторых, отсутствует четко выраженный субъект управления в сфере воспроизводства населения; в-третьих, объект управления сложен и институционально размыт. В таких условиях действующие в сфере регионального демографического развития институты не консолидированы и не могут оказывать эффективного воздействия на состояние региональной социально-экономической системы.

  • Осуществлен дескриптивный анализ процесса трансформации неформальных институтов региона за период 2002-2011 гг., включающих доверие и отношение к закону. Анализ демонстрирует латентные процессы, происходящие в нормативной структуре регионального сообщества, связанные с противоречиями между сложившимися традиционными социальными приоритетами и рыночными формальными правилами, в результате чего формируются неэффективные неформальные институты, отражающие низкое институциональное доверие и правовой нигилизм всех социальных групп.

  • На основе многомерного анализа эмпирических данных, полученных в ходе экономико-социологических обследований домохозяйств РК (2002 – 2008 – 2011 гг.), построены модели трансформации и эволюции качества занятости приграничных территорий. Выявлено пять моделей (вариантов сценария): 1) стабильно развивающаяся; 2) локально развивающаяся; 3) стагнационная; 4) стагнационная с элементами развивающейся; 5) деградирующая. Результаты демонстрируют доминирование локально развивающихся и стагнационных типов с некоторой позитивной динамикой.

  • Осуществлена экспертная оценка социального благополучия семей с детьми в муниципальных образованиях РК с использованием методов качественного группового и индивидуального интервью. Получена рейтинговая оценка отдельных элементов социального благополучия семьи, которая позволяет измерить остроту социальных проблем, связанных с жилищной обеспеченностью семей с детьми, обеспечением занятости родителей, доступностью услуг (медицинских, бытовых, транспортных, связи, почты, банков, культуры), обеспеченностью детскими садами и школами. Выявлена острая необходимость в увеличении государственной поддержки семей с детьми, особенно многодетных, их возможностей по укреплению здоровья, воспитанию и образованию детей.

  • Осуществлена экспертная оценка эффективности института социальных услуг по предотвращению социального неблагополучия семей с детьми. Выявлена острая проблема нехватки, а в некоторых муниципальных образованиях отсутствия специалистов, осуществляющих работу по профилактике социального сиротства и правонарушений среди подростков, социальному патронату неблагополучных семей с детьми. Выявлены проблемы крайне низкой заработной платы специалистов в учреждениях социальной сферы.

  • Построена многомерная типология рекреационного поведения занятого населения, включающая четыре основных типа по уровню социально-экономического благополучия и эффективности рекреации, среди которых доминируют рекреационная эксклюзия (30,2%) и низкоэффективное рекреационное поведение (15,8%). Результаты исследования позволяют говорить о существующей угрозе для здоровья экономически активного населения, приводящей к ухудшению здоровья, росту частичной или полной потери трудоспособности, инвалидности.

  • Осуществлен анализ показателей доступности отраслевого рынка жилья для домохозяйств региона на основе данных региональной статистики с учетом демографической классификации коэффициента доступности, устанавливающего определённую взаимосвязь между рыночной ценой и доходом домохозяйства. Результаты анализа свидетельствуют о слабости рыночных институтов в удовлетворении общественного спроса и реализации конституционных основ жилищной политики в региональном измерении.

  • Построена типология трудовой мотивации сельского населения, включающая 4 типа: отражающая не только невысокую степень социально-экономической активности сельских сообществ, но и неэффективность политики занятости, не учитывающей специфики человеческого капитала сельского населения.

  • Осуществлен анализ институциональных условий функционирования самостоятельной занятости сельского населения региона и разработан механизм повышения предпринимательской активности, который позволяет через создание социального предпринимательства решить многие социально-экономические проблемы и вывести сельскую территорию на уровень саморазвития.

  • Разработана типология качества жизни населения в приграничном регионе и выявлены факторы, характеризующие качество жизни экономически активного населения РК: «социально-экономическое благополучие», «рекреация», «социальное благополучие», «материальная обеспеченность». Рассчитанный интегральный индекс качества жизни выявил значительную поляризацию качества жизни населения РК. Интегральный индекс качества жизни составил i=0,45. Выделяются 2 полюса: на одном – население (43%) с качеством жизни значительно ниже среднего (i=0,24), на другом– население (41%) с качеством жизни значительно выше среднего (i=0,69).

  • Выявлены две основных особенности влияния фактора приграничного положения на институты демографического воспроизводства населения. Первая связана с особенностями миграционного поведения населения приграничных территорий, проявляющимися в преимущественном доминировании 4-х моделей миграции: неоклассическая, семейная, международная трудовая и образовательная. Вторая – со снижением уровня демографического благополучия территории, проявляющаяся через распространение неблагополучных тенденций в сфере детности (модель одно- и бездетной семьи) и брачности (модель не зарегистрированных гражданских браков).

  • На основе методологического типологического подхода с использованием методов многомерного статистического анализа эмпирических баз данных экономико-социологических обследований представлены оценки типологического разнообразия качества институциональной среды региона, раскрытого через социально-экономическое поведение субъектов хозяйственной деятельности (домохозяйств и предприятий).

  • Концептуально обоснована и эмпирически подтверждена модель многофункционального развития туризма в регионе на основе активизации внутреннего туризма, направленного, во-первых, на усиление социальной функции (туристско-рекреационная составляющая как фактор повышения качества жизни населения региона); во-вторых, на усиление экономической функции через распространение новых форм использования природного и историко-культурного потенциала региона (развитие локальных рынков труда и предпринимательства); в-третьих, на стимулирование развития деградирующих в настоящее время сельских территорий северного приграничного региона через усиление их экономического и социального каркаса на основе многофункционального развития внутреннего туризма.
  • Международное сотрудничество

  • Проект «Дизайн общественного пространства» при поддержке Института «Открытое общество» (фонд Сороса). 2011-2012 г., Организация - Фонд развития творческих индустрий и культурного туризма, рук. А.А. Стародубцев. Цели проекта: Развитие общественной, культурной, политической активности молодежи и её творческой самореализации путем осуществления комплекса образовательно-практических мероприятий; Создание прецедента «акта» социального творчества, направленного на решение реальных проблем, существующих в жизни общества, прецедента социальной инициативы «снизу», как важного элемента формирования гражданского общества. (эксперт Т.В. Морозова)

  • Инициатива по подписанию соглашения о сотрудничестве между Институтом экономики Карельского научного центра Российской академии наук (г. Петрозаводск, Российская Федерация) и Институтом Регионоведения Университета Технологий (г.Карлсруэ, Германия). Сотрудничество предполагает работу в следующих направлениях: обмен аспирантами, научными сотрудниками и преподавателями; реализация совместных замыслов; организация научных конференций и семинаров; выполнение совместных исследовательских проектов и публикации; обмен специальной литературой. Срок действия соглашения: 16.08.2012 – 16.08.2017 гг. (координатор – Михель Е.А.).

  • Проект международного Консорциума «Здоровье населения: проблемы и пути решения», включающий 5 участников: г. Люблин (Польша), г. Москва (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН), г. Вологда (Институт социально-экономического развития территорий РАН), г. Петрозаводск (Институт экономики КарНЦ РАН – отв. исполнитель Морозова Т.В.), г. Минск (Институт социологии НАНБ) под руководством чл.-корр., советника РАН Н.М. Римашевской на основе договора о творческом сотрудничестве между ИЭ КарНЦ РАН и ИСЭПН РАН. В рамках консорциума в 2012 г. началось исследование здоровья студенческой молодежи (проведен опрос 300 студентов ПетрГУ).
  • Прикладные работы

  • 1998 г. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия (Распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия от 22 июня 1998 г. № 381) – (Морозова Т.В. - участник временного творческого коллектива; Козырева Г.Б. – отв. исполнитель социального направления)
  • 1996-1998 гг. Социологический мониторинг социально-экономического положения регионов России (Московская консультационная группа при Правительстве РФ; координатор – Козырева Г.Б.)
  • 1999-2000 гг. Республиканская целевая отраслевая программа «Возрождение рыбного промысла на Белом море на период 2001-2004 гг.», заказчик – Государственный комитет по рыбному хозяйству Республики Карелия (Морозова Т.В. - научный руководитель; Козырева Г.Б., Сухарев М.В., Белая Р.В. – исполнители)
  • 2000 г. Программа «Основные стратегические направления социально-экономического развития города Сортавала на 2001-2005 г.г.», заказчик - Администрация местного самоуправления г. Сортавала (Морозова Т.В. - научный руководитель; Ревайкин А.С. – отв. исполнитель; Козырева Г.Б., Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В. – исполнители)
  • 2000 г. Доклад «О демографической ситуации в Республике Карелия» (Правительство РК; Морозова Т.В.- научный руководитель)
  • 2001г., «Рынок труда, занятость и безработица в Северо-западном федеральном округе. Ситуация, тенденции и перспективы» (Государственный контракт №07052-5/01), заказчик - Министерство труда и социального развития РФ (Морозова Т.В. - научный руководитель; Козырева Г.Б. – отв. исполнитель; Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М. – исполнители)
  • 2002-2003 «Исследование общественного спроса на социальные услуги в Беломорском, Муезерском, Медвежьегорском районах Республики Карелия», 2002, заказчик – ГУ «Республиканский Центр социальной помощи семье и детям «Сампо» - (Морозова Т.В. - научный руководитель; Козырева Г.Б. – отв. исполнитель; Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М. – исполнители)
  • 2002-2003 г., «Основные стратегические направления социально-экономического развития муниципального образования «Олонецкий район», заказчик – администрация муниципального образования г. Олонец (Морозова Т.В., Козырева Г.Б.; Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М.– отв. исполнители разделов)
  • 2007 г. Концепция региональной целевой программы «Улучшение демографической ситуации Республики Карелия на период 2008-2010 гг. и до 2015 г.» (Морозова Т.В. - заместитель руководителя творческого коллектива, член рабочей группы; Козырева Г.Б., Белая Р.В. - члены рабочей группы)
  • 2008 г. «Исследование состояния трудовой занятости и определение перспектив развития сельских поселений (на примере Пудожского района)» по заказу Министерства экономического развития, государственный контракт № 15-08 (Морозова Т.В. - научный руководитель; Козырева Г.Б. – отв. исполнитель; Сухарев М.В., Белая Р.В., Кулакова Л.М., Дьяконова М.В., Тимаков И.В. – исполнители)
  • 2009-2012 гг. Инициативный проект «Изучение социально-экономического положения семей с детьми в Республике Карелия».
  • 2012 г. Договор ИЭ КарНЦ РАН с СБОО «Мир детей» по теме: «Особенности и современное состояние прав детей в Республике Карелия III этап - Анкетирование родителей (пилотная территория - Сортавальский район)», январь – сентябрь; рук. Белая Р.В.)
  • 2012 – 2013 гг. Договор ИЭ КарНЦ РАН с Сортавальской благотворительной общественной организацией (СБОО) «Мир детей» по теме: «Социальная защита и помощь семьям с детьми (пилотная территория – Сортавальский район; рук. Белая Р.В.)»
  • Сотрудники

    старший научный сотрудник, руководитель, помощник директора по международному сотрудничеству ИЭ, к.э.н.
    младший научный сотрудник, аспирант ИЭ
    научный сотрудник, к.э.н.
    ведущий научный сотрудник, д.э.н.
    младший научный сотрудник
    младший научный сотрудник
    младший научный сотрудник
    младший научный сотрудник
    старший научный сотрудник, к.э.н.
    старший научный сотрудник, к.э.н.

    Контактная информация

    Официальное название: Институт экономики — обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра "Карельский научный центр Российской академии наук"
    Адрес: 185030, г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д.50
    Контактный телефон(ы): +7 (8142) 57-20-90
    Факс: +7 (8142) 57-07-27